|
Транспортная система
Будапештская сеть транспорта состоит из 180-и автобусных, 14-и троллейбусных, 29-и трамвайных линий, зубчатой железной дороги
и 3-х линий метро. Автобусы, трамваи и троллейбусы обычно работают с 4:30 до 23:00, метро с 4:30 до 23:10 с интервалами от
2 до 15 минут.
О транспорте Будапешта, по крайней мере о его метро, можно было бы сказать - "Все дороги ведут на Дэак". Не стоит
пугаться этого странного слова. Единственный пересадочный узел для трех линий метро - F.Deak Ter, получивший название
от находящейся на поверхности площади Ференца Дэака (на венгерском звучит как "Ференц Дэак тэрр"). Три линии метро
различают по цветам и номерам. Линия 1 - оранжевая (иногда желтая), Линия 2 - красная и Линия 3 - синяя. Если линии 2 и 3 построены
не без помощи СССР и оснащены привиычными глазу россиянина голубыми составами Мытищенского вагонного завода, то линия 1
- заслуживает особого внимания.
Оранжевая линия Будапештского метро - это особая достопримечательность. Во первых - это первая линия метро на материковой
Европе и построена она была в далеком 1896 году к открытию всемирной выставки. Во вторых в ней замечательные скрипуче-гремящие
составы из двух желтеньких вагончиков,
чем-то похожих на трамваи. Вся линия находится почти под самой поверхностью земли. Спустившись с поверхности всего
на пару дестков ступеней, вы оказываетесь на небольшой низкой платформе и ждете когда в тоннеле загремит "трамвайчик".
Почти на всех станциях оборудованы стенды и кое-где выставлены экспонаты рассказывающие о строительстве этой линии.
Практически вся линия пролегает под одной из центральных улиц - улицей Андраши и соединяет парк Сеченьи с площадью Верешмарти.
Две другие линии метро тянутся к спальным окраинным районам Пешта. Лишь красная линия немного заходит на правый берег Дуная
заканчиваясь у вокзала Дэли - Deli pu. (звучит как Дэли пайяудвар) с которого отправляются поезда на югозапад Венгрии
(например к озеру Балатон). Этой же красной веткой можно добраться до вокзала Келети - Keleti pu. - с которого ходят
поезда на восток, в том числе в Москву. Третий крупный вокзал Будапешта - Нюгати, доступен с помощью синей ветки метро.
С него в основном идут поезда в направлении Германии, Австрии и Чехии.
Кроме метро в Будапеште разветвленная сеть автобусных и трамвайных маршрутов. С их помощью можно добраться практически в
любой уголок Будапешта. Расписание движения автобусов и трамваев всегда вывешено на остановках и довольно строго соблюдается.
Стоит также отметить еще систему пригородных электричек - ХЕВ (HEV) - на схеме обозначены зеленым цветом. Очень симпатичные
красненькие вагончики довезут вас до ближайших пригородов, причем проезд в черте города можно оплатить билетом для городского
транспорта.
И еще одна достопримечательность транспорта Будапешта - зубчатая железная дорога. Это особый трамвайчик проходящий по крутым
склонам гор Буды. Для надежного привода на крутых склонах использующий специальные шестерни, цепляющиеся
зубъями за третий зубчатый рельс находящийся между двумя основными рельсами. Не очень приятный вид транспорта из-за постоянного
зуда в нижней части спины. Тем не менее это один из способов добраться почти до вершины почти самой высокой горы на территории
города - горы Сеченьи.
Схемы транспорта
Оплата проезда
Билеты продаются на станциях метро, в автоматах, в киосках или у продавцов газет. Лучше всего покупать билеты на станциях метро,
т.к. здесь всегда представлен весь ассортимент проездных билетов и абонементов.
Разовый билет - Vonaljegy - (произносится "Воналйедь") стоит 125 форинтов и действителен на все виды транспорта, включая электричку
HEV в черте города. Билет покупается заранее и пробивается перед началом поездки (в метро перед спуском или на платформе)
в специальных автоматах. Билет дает право на одну поездку и при пересадке с одного вида транспорта на другой или с одной
линии метро на другую, надо пробивать новый билет.
Существует множество различных видов билетов и абонементов. Для туристов приехавших на неделю, весьма удобен недельный проездной -
Hetiyegy - (произносится "Хетийедь"). Билет также действует на
всех видах городского транспорта. Очень важно правильно заполнить его при покупке. Необходимо вписать латиницей свое имя и фамилию, и
отметить крестами месяц и дату с которой он начинает действовать. Билет именной и при контроле у вас могут потребовать документ
удостоверяющий лчность.
Контроллеры проверяют билеты как правило при выходе из транспорта. Они имеют нагрудный значок и повязку на рукаве.
Обычно работают по двое, но в метро бывают бригады до 6-и человек. Нас несколько раз проверяли при выходе со станции
Верешмарти тэр. Штраф при оплате на месте составляет 1500 форинтов - более 200 рублей.
|
|