В большинстве прозрачных полимеров в процессе их изготовления возникают
скрытые от нашего глаза дефекты (их еще называют напряжениями) имеющие свойство
менять поляризацию света. Поместив такой полимерный объект между двумя
поляризационными фильтрами со взаимно перпендикулярными направлениями
поляризации мы получаем возможность наблюдать весьма загадочную, можно сказать
сказочную картину. Такое явление и называют перекрестной поляризацией.
Я не смог удержаться от соблазна запечатлить эти фантастические радужные
узоры на пленке.
Оборудование
Камера Canon EOS-300
Объектив Sigma 28-135 3.8/5.6 Macro
Пленка Kodak ProFoto 100
Листовой поляризационный фильтр (15х15 см)
Поляризационный фильтр KENKO CIRCULAR PL
Просмотровый столик
Штатив
Объект съемки
Обектом съемки могут быть любые полимерные прозрачные изделия изготавливаемые
под высоким давлением. Вам врядли удастся наблюдать явление перекрестной
поляризации в обычном упаковочном полиэтилене. Он изготавливается при низком
давлении и не имеет напряженных структур. В то-же время полиэтиленовая пленка
использующаяся для упаковки цветов (которая так раздражает всех своим
шуршанием) - это совсем другое дело. Также к вашим услугам различные прозрачные
пластиковые стаканчики, пластиковые ложечки от кофейного автомата, коробки от
аудиокассет и CD-дисков. Главное - они должны быть прозрачными. В данном
эксперименте я остановился на ложечках от кофейного автомата, скопившихся у
меня на рабочем столе и ожидавших своего часа.
Схема съемки
Схема представлена на рисунке.
Камера (1) с поляризационным фильтром KENKO CIRCULAR PL (2) размещена над
просмотровым столиком (4). На столике лежит листовой поляризационный фильтр (5)
и объект съемки (6). Стрелки (3) и (7) указывают примерные направления
поляризации фильтров (2) и (6). Важно чтобы эти направления были взаимно
перпендикулярны. Визуально этого можно добилься по максимальному затеснению
поверхности предметного столика при вращении фильтра на объективе фотоаппарата.
Съемка
Для замера экспозиции я воспользовался встроенным экспонометром камеры. Для
фото 1 экспонометр в режиме интегрального замера (режим P) показал 30/5,6.
Так как большая часть сюжета имела чисто черный цвет, для проверки правильности
выбранной экспозиции я включил режим вилки +/- 2 ступени. Как ни странно,
из трех снимков снятых с экспозицией 30/5,6 , 125/5,6 , 8/5,6 я выбрал первый.
В данном случае экспосистема камеры не подвела.
Фото 1.
Для съемки фото 2 и фото 3 была также выбрана экспозиция 30/5,6 которую я
установил уже в ручном режиме. Экспосистема камеры при этом настоятельно
рекомендовала увеличить экспозицию на полступени. Это вызвано большей площадью
черного в кадре, чем на фото 1. Немного пофантазировав с сюжетом. И вот
результат.
Фото 2.
Фото 3.
Замечания
Хотелось бы отметить одну довольно грубую ошибку сделанную мной. Увлекшись
необыкновенным сюжетом я совсем забыл о глубине резкости. В результате видна
небольшая нечеткость. Это можно было бы поправить установив диафрагму 11 или 16.